меню пользователя


Не зарегистрирован

новости

Приказ "Об использовании входных билетов и установление стоимости услуг предоставляемых музеем с 01.03.2016 г."

Нормы затрат при осуществлении закупок на 2015 год.

Гос задание 2016

Научные работы и издания музея:


Сборник первого семинара памяти краеведов

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 1

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 2

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 3

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 4
















Здание музея в 1920 году Вход в музей Современный вход Ждём Вас в нашем музее!

 ПЯТИГОРСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

эмблема

Государственное бюджетное учреждение культуры

Ставропольского края

 «Пятигорский краеведческий музей»

Нам 113 лет!

ГРАФИК РАБОТЫ:

Вт.-Чт. 9.00 - 18.00
Пт. 9.00-17.00
Сб.-Вс. 9.00 - 18.00
Понедельник - выходной

КОНТАКТЫ:

 357501 г. Пятигорск, 

ул. Братьев Бернардацци, дом 2

Тел./факс: 8 (8793) 330851,
e-mail: gbyksk.pkm@gmail.com

Музейная жизнь

Архив новостей  |  Музейная жизнь
Сегодня 3 июня 2014 года ГБУК СК «Пятигорский музей» отмечает 111 годовщину со дня открытия.  Три 111 единицы в  нумерологии - это число – лидерство, авторитет, первенство, победа, открытие, начало, независимость. Сто одиннадцать лет Пятигорскому краеведческому музею, цифра подсказывает, чтоб мы были первым музеем на Кавказских минеральных водах, основанным Кавказским Горным Обществом в Пятигорске, затем музей- губернский, городской, краевой, региональный (межрайонный) на Кавминводах, муниципальный и, сейчас  является государственным учреждением Ставропольского края. Последние 50-лет музей располагается в части исторического здания – памятника начала ХХ в. регионального значения в курортной части города.
С приветственным словом к участникам встречи обратился директор музея Сергей Савенко, который рассказал, что с древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве, однако изначально в круг коллекционеров, занимавшихся демонстрацией, хранением и сбором культурного наследия входили наиболее образованные и интеллектуально развитые представители своего времени. 

День 8 мая 2014  вошел в музейную  историю Кавминвод. Пятигорский краеведческий  музей принял  на ответственное хранение уникальный дар архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта - полный комплект архиерейского богослужебного облачения, митру, крест, панагию, посох.

В приветственном слове Владыка отметил, что возвращение Пятигорску статуса кафедрального города, центра епархии в 2011 году, безусловно, стало историческим событием. Этот знаменательный факт должен найти отражение и в коллекциях старейшего в регионе музея. 

В ответном слове директор музея Савенко С.Н. поблагодарил Архиепископа и сказал, что сотрудники музея и Пятигорская и Черкесская Епархия плодотворно сотрудничают на протяжении нескольких лет и на базе музея проводятся совместные мероприятия и выставки, одна из которых "Храмы и Святыни Преподобного Сергия Радонежского на Северном Кавказе" (к 700 летию С.Радонежского) была открыта 6 мая. Савенко С.Н. обратил внимание архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на  карту Юга России, на которой отображены действующие храмы, храмы-исторические объекты, новые и строящиеся храмы, действующие пределы, учебные заведения, носящие имя Святого и т.д.. Отдельный блок этой выставки составил  обширный комплекс «Пасхальная радость- творческая работа учащихся средних школ, иных учебных заведений и воскресных школ храмов г.Пятигорска и окрестных поселков.

Пользуясь возможностью, сотрудники музея попросили архиепископа Феофилакта помочь в установке облачения в экспозиционной витрине. В ходе общения достигнуты соглашения дополнить новый выставочный комплекс информационными и иными вспомогательными материалами.



Они поклонялись огню и солнцу.

Лето 1902 года. Экспедиция известного краеведа и археолога Всеволода Ростиславовича Апухтина ведет раскопки курганов к северо- востоку от станицы Горячеводской. Рабочие-землекопы кирками с трудом разбивают глинистый грунт древней курганной насыпи, за несколько тысячелетий превратившийся в камень. На глубине 2 метра начинается каменный пояс – верный признак находящегося под ним захоронения. Многие каменные глыбы весят более сотни килограммов, и их приходится вытаскивать из колодца на веревках. Наконец показываются кости захоронения. 

Проникновение в древнюю могилу – это попадание в иной таинственный мир, тем более таинственным и неизведанным он был для археологов, исследовавших древности более века назад. Какие находки можно было ожидать здесь под многометровым слоем глины и камня?  Вот на свет попадается таинственный предмет – костяной «пенал» в котором хранились бронзовые стержни с замысловатым орнаментом, напоминавшие большие булавки. Кость, из которой сделан «пенал» напоминает человеческую; что это, следы зловещих ритуалов, связанных с каннибализмом ?  

Следующая находки показались археологам менее интересными. Не привлекла особого внимания небольшая колонка их алебастра – грубое, стилизованное изображение человеческой фигуры и 3 глиняные плошки незамысловатой формы, названные В.Р.Апухтиным «светильниками» - небогато, если сравнивать с сенсационными в то время находками на месте легендарной Трои, на острове Крит и в на Ближнем Востоке, на месте древнейших цивилизаций Месопотамии. 

Предметы, которые археологи конца XIX – начала XX находили под курганными насыпями, приписывались ими легендарным полудиким киммерийцам и датировались ими не ранее VII в. до н.э. В то время ни один исследователь древностей не мог бы поверить, что в то время, когда в Древнем Египте возводились пирамиды, а в обитатели Месопотамии строили храмы и изобретали письменность древние жители предгорий Северного Кавказа и Южнорусских степей знали колесо и гончарный круг, занимались земледелием и скотоводством, первыми в мире освоили верховую езду, изготовляли бронзовые топоры и мечи, умели искусно полировать и гранить камень. Около четырех тысячелетий назад Северный Кавказ был крупным металлургическим центром, бронзовые изделия местного производства находили сбыт на обширной территории Восточноевропейской равнины и в Причерноморье, где они успешно конкурировали с «цивилизованными» Переднеазиатскими и Балканскими изделиями. 

  Один из этих «светильников» в настоящее время экспонируется в нашем музее. Он представляет собой круглую миску на четырех шаровидных ножках. Внешняя и внутренняя поверхность ее покрыта  сложным и богатым орнаментом. Четыре тысячелетия назад орнамент наносился на поверхность сырой глины с помощью шнурка и костяной палочки круглого или квадратного сечения. При надавливании ею под разными углами на глине оставались следы в виде разнообразных правильных геометрических трехмерных фигур – окружностей, квадратов и треугольников и более сложных - эллипсов, конусов, сфероидов о других. Ряды и цепочки этих простых элементов составляют сложные комбинации в виде спиралей и окружностей, своеобразных лучей и треугольных выступов. Помимо орнамента поверхность сосуда покрыта красной охрой – древним символом огня и жизни и имеют следы термического воздействия – в них разжигался огонь.      

В последующие десятилетия обнаружили немало подобных «светильников», которые в научной литературе получили наименование курильниц. В захоронениях Пятигорья встречены курильницы разнообразных форм: в виде плоских мисок на коротких или высоких  ножках-подставках, с круглыми или овальными чашами, имеющими специальное отделение для углей, некоторые из них имеют по бокам полукруглые выступы-ушки с тонкими отверстиями для веревки, с помощью которых они могли подвешиваться к потолку жилищ.

Однако, курильницы нельзя считать обычными простейшими приспособлениями для освещения жилищ. Во первых, они исключительно редко встречаются на поселениях, да и в могилах они достаточно редкие находки. Тот факт, что древние люди клали их в могилы, говорит о сакральном, культовом назначении курильниц. Об этом же свидетельствует их богатый декор и следы красной охры. Многие курильница имеют специальное отделение для углей, то есть, они использовались для возжигания каких либо ароматических смол, благовоний и трав. 

Не трудно догадаться, что древние обитатели Пятигорья поклонялись огню. Огонь занимал важнейшее место для поклонения среди всех народов мира, отголоски этого культа и сейчас можно встретить в разных уголках планеты. Поклонение огню напрямую связано культом Солнца – важнейшим божеством языческого пантеона. Огонь рассматривался древним человеком как «малое солнце», небольшой его «кусок», который, впрочем, можно было не только потрогать, но и самому его разжечь или потушить.

Культ солнца и огня возник многие десятки тысяч лет назад, во тьме пещер Ледникового периода – времени мамонтов, саблезубых тигров и гигантских пещерных медведей. В те далекие времена огонь согревал человека в лютые зимние холода и защищал его от опасных хищных зверей. Разжигание и поддержания огня было важнейшей прерогативой вождя, ведь от этого зависела вся жизнь первобытного племени. Прошли тысячелетия, люди стали заниматься земледелием, скотоводством и ремеслами, но генетическая память сохранила благоговейное отношение к огню, вымершие хищники трансформировались в коллективном сознании человека в «злых духов», вызывавших болезни, гибель скота и неурожаи. Более того, с появлением металлургии огонь приобрел новое качество, его «волшебной силой» стали пользоваться гончары, кузнецы и литейщики. Новое значение для человека приобрело Солнце. Именно со сменой времен года связывалась вся жизнь древнего земледельца и скотовода. В отличие от рукотворного огня, на который можно было оказывать влияние, недоступное это важнейшее нерукотворное светило преклоняло человека своей недоступностью.

Культ огня и солнца отражались в древних предметах, найденных археологами в Пятигорье и порой причудливо переплетались. Так, например, на тех же курильницах постоянным рисунком были кольца, спирали и лучи – символизирующие солнце. В погребениях с курильницами нередко находили бронзовые круглые бляшки и медальоны  с изображением солнца. Но солнце, как более могущественное божество требовало себе и более серьезное почитание. На Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. для поклонения солнцу сооружались монументальные храмы, на западе Европы известны мегалитические сооружения, самым известным из которых является Стоунжендж в Англии. Было ли что-либо подобное у нас на Кавказе? Этот вопрос  до настоящего времени остается неизученным. На Кавказе в III тысячелетии до н.э. и даже раньше строились мегалитические гробницы – дольмены из многотонных обработанных каменных плит, возводились курганы высотой до 20, и диаметром до 150 м. и более.

В 1940 году местные краеведы и археологи, под руководством сотрудника Пятигорского краеведческого музея Николая Михайловича Егорова обследовали один их курганов в окрестностях Горячеводска, в том же месте, где и за четыре десятилетия до них вел раскопки В.Р.Апухтин. 

Внимание археологов привлек курган с необычной насыпью. Она напоминала круглую платформу, диаметром около 55 м. и высотой 1,5 м с ровной поверхностью, в центре ее имелось круглое углубление, не похожее на след от грабительской ямы. После детального осмотра обнаружилось, что насыпь была окружена двумя кольцевыми рвами шириной более 1 метра каждый, в них находились мощные обработанные каменные плиты (Эти плиты сравнительно недавно были использованы местными жителями для строительных нужд и к моменту осмотра сохранились лишь 3 плиты). Диаметр внешнего конца составлял около 50 м, внутреннего – 35 м. Эти кольца не были сплошными, а имели по 4 узких (около 50 см) прохода, четко ориентированных по сторонам света. В центре насыпи, в углублении, на небольшой глубине была обнаружена огромная столообразная каменная глыба с плоской обработанной поверхностью.

Дальнейшие раскопки не выявили захоронений, однако в центральной части насыпи возле камня были найдены многочисленные кости животных, битые глиняные сосуды, фрагменты бронзового котла и бронзовые украшения – все это датируется концом  III тыс. до н.э.

Таким образом, более 4000 лет назад все сооружение выглядело следующим образом. Круглая насыпь из глины и щебня была окружена двумя концентрическими стенами из мощных плит (можно себе представить сколько тонн они весили, если даже ров, в который они были вкопаны имел диаметр более 1 метра). В этих глухих стенах были оставлены узкие проходы, которые четко ориентировались по сторонам света. В центре сооружения располагался алтарь. В день весеннего равноденствия, когда пробуждалась роскошная кавказская природа и начинался новый цикл сельскохозяйственных работ, первый луч восходящего солнца проникал сквозь узкие проходы в каменных стенах и попадал на алтарный камень. Это и служило началом празднеству – празднеству солнца, во время которого устраивались пиршества и приносились в жертву животные. Ну а вечером того же дня последний луч солнца снова проникал на капище, но уже через противоположный проход в ограде храма. Эти или подобные им церемонии могли проходить на нашей древней земле несколько тысячелетий назад. 

Все это говорит о том, что древние жители Пятигорья не только имели развитый культ солнца и умели строить сложные и величественные сооружения, но и имели достаточно глубокие знания в астрономии, могли с большой точностью определять время и место восхода солнца в разное время года. Все это в корне меняет представление о древних жителях Северного Кавказа – ровесниках Египетских пирамид как об отсталых племенах, живших на задворках древних цивилизаций. 

К сожалению, бурные события на кавказской земле и активная человеческая деятельность, столь неблагодарная по отношению к памятникам древности, не сохранили для нас этот уникальный памятник, и лишь на пожелтевших страницах археологического дневника Николая Михайловича Егорова исписанных убористым почерком можно прочесть о раскопках и увидеть схему этого кавказского Стоунженджа. Но древняя земля Кавказа хранит еще не мало тайн и можно надеяться, что опытный взгляд исследователя, не ищущего  для себя способов личного обогащения за счет наследия предков, обнаружит не менее загадочные и величественные сооружения и позволит по-новому увидеть историю не только нашего региона но и всего Юга России. 



«Календарь знаменательных дат»

Пятигорский краеведческий музей второй год реализует проект «Календарь знаменательных дат». В рамках данного проекта отмечаются наиболее значимые даты мира, страны, края. Находят свое отражение и события, происходившие в городе Пятигорске. Так, в январском выпуске 2014 года были отмечены такие даты, как «День освобождения Пятигорска от немецко-фашистких захватчиков», «Всемирный День Спасибо», «Международный День студенчества» и многие другие. В этом году, кроме самого Календаря, на основе коллекций музея экспонируются мини-выставки. «День российской печати», который отмечается 13 января, был представлен такими редкими изданиями, как подшивка журналов   «Нива» за 1904 год, «Копейка» за 1916 год и «Кавказский курорт» за 1917 год, а также другими интересными изданиями. Месяц февраль также богат знаменательными датами и событиями. Исполняется 425 лет со дня учреждения патриаршества в России, 110 лет – с начала боевых действий в русско-японской войне 1904-1905 гг., 7 февраля - день открытия ХХII зимних Олимпийских игр.


   Кроме серьезных исторических дат, отмечает Календарь и события, которые невелики по значимости, но интересны и любопытны. Датой 10 февраля отмечено первое документальное упоминание утюга. И выставка в этот раз посвящается истории утюга, где представлены различные утюги из фондов музея. Именно в этот день в 1636 году в книге расходов царского двора была сделана запись – «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный».

   Приспособления для разглаживания одежды были изобретены давно. Греки еще в IV веке до нашей эры плиссировали полотна для одежды с помощью разогретых металлических прутьев. Древние не ходили в мятой одежде, а использовали нагретые булыжники. И посетители выставки увидят удивительный экспонат – утюжок 14 века из розового гранита, найденный при раскопках старинного города Маджары (ныне Буденновск). Представлены на выставке «рубели» - деревянные плашки с ребрами. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани на Руси разминали для придания одежде мягкости, для чего белье наматывали на скалку, а затем прокатывали «рубелем» или «ребраком» Приспособление это использовалось в России вплоть до конца ХХ века. Выставка демонстрирует разнообразие духовых утюгов. Появились они в середине ХVIII века, имели откидную крышку, и заполнялись раскаленными углями. Чтобы сохранить жар, надо было дуть в боковые отверстия утюга на угли или размахивать им для усиления вентиляции. Но самыми востребованными были монолитные нагревательные утюги. Изготавливались они из чугуна, для нагрева ставились в печь. Посетители выставки увидят тяжелые утюги для утюжки верхней одежды и небольшие утюжки для разглаживания оборок и кружев. Используются эти утюги нашими бабушками и поныне, только нагреваются они на современной газовой плите. Интересно знать, что существовали спиртовые утюги, поверхность которых нагревалась залитым внутрь горящим спиртом. Утюг этот был непомерно дорогим – за него отдавали небольшую отару овец. Были и утюги с трубочкой на корпусе, которые подсоединялись к газовому баллону, а крышка такого утюга была снабжена насосом.

   С XIХ века электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации. В 1903 году Э. Ричардсон изобретает утюг с электронагревом. Такие утюги были не совсем удобны, включены они были в сеть постоянно, и надо было самим следить за перегревом, вовремя отключая утюг. Постоянно совершенствуясь, утюг приобретает регулятор температуры.

   Сегодняшний утюг имеет электронный датчик температуры, и небольшой резервуар для воды, который используется для образования пара, что позволяет добиться наибольшей эффективности глажения. Уже появились утюги без шнура. История создания утюга не завершена, развитие его продолжается.

   Представить себе нашу современность без важного предмета обихода – утюга невозможно Любознательный посетитель музея откроет для себя интересные факты его истории.

 

Ольга Полякова, научный сотрудник Пятигорского Краеведческого музея



ПОД СВЕТОМ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ


Если устами младенца глаголет истина, то руку рисующего ребёнка  поддерживает ангел… В это можно легко поверить, побывав на удивительно трогательной и по-настоящему духовной выставке декоративно-прикладного творчества детей и подростков «Рождественский подарок», развёрнутой в Пятигорском краеведческом музее с 24 января текущего года.

Организаторами мероприятия, кроме самого музея, стали Управление образования городской администрации и Благочиние православных церквей Пятигорского округа. По задумке устроителей, эта выставка призвана способствовать приобщению детей и юношества к общечеловеческим ценностям, светлому и жизнеутверждающему празднику Рождества, к традициям своего народа, к духовности и высокой эстетике православной культуры. Ожидания оправдались сполна. И в этом можно убедиться, посетив экспозицию, которая продлит свою работу в одном из залов Пятигорского музея до 7 февраля.Рисунки пещеры, где под сиянием Вифлеемской звезды появился на свет Богомладенец, различные варианты Рождественского вертепа, ангелочки всех видов и размеров, модели храмов, ёлки из различных материалов, сияющие всеми цветами радуги… Авторы всего этого великолепия – учащиеся образовательных учреждений города, а также воспитанники детского дома №32 и воскресных школ при Никольском, Успенском, Свято-Георгиевском, Михайловском, Покровском, Лазаревском православных храмах Пятигорска, Свято-Казанской церкви с. Юца и Свято-Никольской церкви с. Садового. Свои работы, выполненные под руководством опытных преподавателей, представили и учащиеся Пятигорской ДХШ. Всего – более 300 рисунков и поделок! И каждая работа - искренний порыв чистой детскойдуши, не оставляющий равнодушным даже самое озябшее сердце. Кстати, именно фигурок ангелов здесь представлено больше всего! Пусть же каждый из них хранит хрупкие и нежные детские жизни…

Много добрых, проникновенных слов прозвучало на открытии выставки из уст директора Пятигорского музея С. Н. Савенко, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Пятигорского благочиния протоиерея Олега  Симановича, педагогов воскресных школ А. Беляевой и Т. Каменкович. Были высказаны добрые пожелания успеха юным художникам и мастерам, которые по итогам конкурса, проводящегося в рамках выставки, будут претендовать на победу в номинациях: «Рисунки на Рождественскую тематику», «Изделия декоративно-прикладного творчества» и «Работы в рамках семейного творчества».Итоги конкурса будут подведены в трёх возрастных группах. Кроме того,  учреждён Приз зрительских симпатий. Он будет вручен автору работы, собравшей наибольшее количество положительных откликов, оставленных в Книге отзывов музея. Награждение лауреатов состоится на торжественном закрытии выставки в конце первой недели февраля.

В ходе данного мероприятия планируется посещение Пятигорского краеведческого музея множеством экскурсантов различных возрастных категорий. И, без сомнения, выставка «Рождественский подарок» понравится очень многим – своим ярким позитивом, духовностью и высоким уровнем мастерства авторов работ (несмотря на юные года). Но, чтобы сполна почувствовать в себе непередаваемое ощущение вселенского обновления мира, сюда нужно возвращаться снова и снова. И не торопиться уходить. 

Остановиться. Помолчать. Восхититься нежностью красоты. Услышать в своей душе горнее пение. Увидеть свет Рождественской звезды. Ощутить в себе великую любовь, пробуждённую искренними детскими работами…




ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ!

(В Пятигорском краеведческом музее прошла тематическая встреча «Музей и студенчество Пятигорска»)


Татьянин День, традиционный праздник  Российского студенчества… Какие бы суровые морозы ни испытывали нас каждый год 25 января, но именно в этот день душа неизменно согрета теплом неуёмной энергии молодых, их энтузиазмом и оптимизмом. Одним из «очагов» такого тепла стал ГБУК СК «Пятигорский краеведческий музей», стараниями  которого была подготовлена и проведена яркая тематическая встреча с представителями студенческой молодёжи города.
Гостей сердечно приветствовали сотрудники музея, которые приготовили для них увлекательный теоретический экскурс в историю студенческого праздника, выслушанный  с большим интересом. Далее, на правах гостеприимного хозяина, слово взял директор музея, кандидат исторических наук Сергей Николаевич Савенко, выразивший удовлетворение тем фактом, что подобные встречи уже стали традиционными. Также приветственные слова в адрес участников встречи были произнесены  профессором Пятигорского медико-фармацевтического института, доктором педагогических наук Еленой Валентиновне Говердовской.
А дальше началось настоящее праздничное действо! После рассказа о народных традициях празднования дня св. Татианы юные гости и сами получили возможность почувствовать на себе дыхание времени, приняв участие в шуточном конкурсе по изготовлению обрядовых метелок.Игровое веселье продолжила программа, подготовленная силами Центра реализации молодежных проектов и программ города  Пятигорска и Пятигорского краеведческого музея. На протяжении трёх увлекательных конкурсов студенческие команды и их болельщики устроили яркое шоу, выдержанное в духе КВН, по результатам которого жюри определило команду-победителя. Её капитан был торжественно награжден сувенирной шпагой - традиционным символом отличия студенческого сословия.
Продолжило программу дня выступление вокального дуэта «Вдохновение» (Т. Бражникова и А. Шевченко), исполнившего ряд авторских песен. А завершилось мероприятие интерактивной игрой с применением элементов, традиционных для празднования Татьяниного дня.Всего тематическая встреча собрала в гостеприимных стенах Пятигорского музея около 30 гостей, подавляющее количество которых были студентами (первокурсниками факультета психологии Пятигорского государственного лингвистического университета и факультета экономики и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).  Почётной участницей встречи, кроме Е. В. Говердовской, также стала доцент кафедры философии, культурологии и этнологии ПГЛУ Н. В. Доронина. Приняли участие в мероприятии и члены Ученого совета Пятигорского краеведческого музея, среди которых были преподаватели вузов, ветераны-педагоги.Несмотря на то, что в целом мероприятие носило популярно-развлекательный характер, заметная доля в его содержании было посвящена научному подходу к теме. И это вполне объяснимо, учитывая место проведения встречи. Весьма содержательно и вполне исторично были представлены народные традиции, высказывания известных ученых, цитаты классиков, посвященные становлению в России высшего образования. Тем не менее, организаторами и участниками был соблюдён необходимый баланс серьёзного подхода к важной дате и его лёгкого, игрового воплощения на практике. Словом, серьёзное мероприятие – от души и для души!
Разумеется, нельзя с полной уверенностью утверждать, что в сердцах и умах каждого участника встречи, прошедшей в стенах Пятигорского музея, она вызвала одинаково горячий отклик. Однако можно по праву считать прошедший здесь Татьянин день важным шагом в направлении популяризации народных традиций, воспитания активной гражданской позиции молодёжи с использованием увлекательных игровых форм.



Мы верили в Победу… Мы победили!


Как известно, наш город был освобождён от гитлеровцев 11 января 1943 года частями 9 и 37 армий. Этому долгожданному событию предшествовали тяжёлые кровопролитные бои, которые привели к многочисленным жертвам. Но как велика была радость освобождения города-труженика, города-госпиталя от фашистской нечисти!
К данному мероприятию в одном из залов музея была развёрнута содержательная экспозиция, посвящённая нашему земляку, участнику Великой Отечественной войны Михаилу Акимовичу ИГНАТОВУ, 
кавалеру нескольких орденов и множества медалей, бывшему военному комиссару Пятигорского горвоенкомата и председателю Пятигорского Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов. 
Материалы для экспозиции были переданы в дар музею вдовой Михаила Акимовича, участницей Великой Отечественной войны Анной Васильевной ИГНАТОВОЙ, 
которая также присутствовала в зале. Кроме неё на встречу прибыли почётные гости – участники боёв за освобождение Пятигорска Виктор Иванович ФЁДОРОВ и Григорий Атанесович АТАЯНЦ, автор книги о пятигорчанах – участниках Великой Отечественной войны Виктор Александрович КОБРИН, а также руководитель Клуба юных участников войны г. Пятигорска Нина Дмитриевна БАДРАК. На встречу с ветеранами собрались представители молодёжных организаций города и сотрудники музея.
Открыл встречу ветеранов с молодёжью директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Николаевич САВЕНКО, который выступил с проникновенной и содержательной речью, посвящённой знаменательной дате. Он подчеркнул, что чествование ветеранов Отечественной войны и патриотическое воспитание молодёжи на примерах подвигов защитников Отечества – одно из приоритетных направлений деятельности учреждения. Сергей Николаевич призвал присутствующих почтить память всех ветеранов, ушедших от нас в минувшем году, в том числе и М. А. Игнатова, экспозиция в честь которого была представлена в зале.
В числе выступивших в ходе мероприятия были: А. В. Игнатова, В. А. Маташ (помощник военкома г. Пятигорска), Г. А. Атаянц, В. А. Кобрин, Н. Д. Бадрак. Прозвучали ценнейшие, волнующие душу и разум современников свидетельства очевидцев и непосредственных участников тех героических событий: о тяжёлых боях регулярной армии и партизанских соединений с жестоким и беспощадным врагом, о надежде на долгожданную Победу, о горечи потери боевых товарищей, о трагедии гибели мирных жителей Пятигорска, уничтоженных фашистами, о ликовании народа, встречающего освободителей, о великой цене, которой была оплачена радость Победы… А в исполнении Н. Д. Бадрак прозвучали и авторские стихотворные строки, посвящённые военным годам.
Молодёжь, без преувеличения, слушала убелённых сединами ветеранов, затаив дыхание. Общее впечатление от встречи выразила попросившая слова ученица выпускного класса одной из пятигорских школ Дарья Иванова, которая сердечно поблагодарила ветеранов за их воспоминания и напомнила присутствующим знаменитые слова Ю. Фучика: «…Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды. …Пусть же эти люди будут близки вам как друзья, как родные, как вы сами!». К этим замечательным словам стоит добавить то, что именно на сохранение дорогих и святых для нас имён героев Отечества и направлена значительная часть музейной деятельности.
По завершении встречи С. Н. Савенко от всей души поблагодарил всех её участников, пожелав собравшимся здоровья, успехов и благополучия в новом году. 






«Время и деньги в исторической ретроспективе»

"Любовь и голод правят миром!" Никто не оспаривает слова великого поэта. Но все знают, что есть еще третья сила. Та, что возносит. Она способна вознести даже недостойного на такую высоту, что весь мир окажется у его ног. Власть этой силы такова, что избежать ее невозможно. Она достанет. Всюду. Всех. Всегда. И великих мира сего на троне славы, и последнего нищего калеку на церковной паперти. Она всемогуща до такой степени, что тот, кто обладает ею, чувствует себя властелином всего сущего....
О значимости силы денег свидетельствует сам Пушкин: "Я деньги мало люблю - но уважаю в них единственный способ благопристойной независимости". Конечно, не стоит преувеличивать силу денег. Не все подвластно им. Не все, не всех и не всегда можно купить. Но не стоит и преуменьшать.            
Выставка «Время и деньги в исторической ретроспективе» представляет коллекции Пятигорского краеведческого музея: нумизматику, бонистику и технику в ее разделе «часы». Она рассказывает об истории денежного обращения в Российской империи, СССР и Российской Федерации. Здесь представлены редкие и уникальные экспонаты различных эпох, начиная с античности и заканчивая современностью. Музей располагает довольно объемной коллекцией, по которой можно проследить ретроспективу развития часового дела в России и за рубежом. Особый интерес представляют карманные часы с дарственными надписями, являющиеся характерным примером эпохи. 
В начале экспозиции можно увидеть часы, монеты и денежные купюры  Российской империи и познакомиться с работой скромного банковского служащего, через руки которого ежедневно проходили тысячи рублей.
Особенно интересны денежные знаки и боны периода Революции и Гражданской войны (1917 – 1922 годов) – времени, развала старой финансовой системы и трудного становления новой. В эти бурные годы почти каждый регион страны имел свои денежные знаки. Некоторые из них  выпускалась и в городе Пятигорске и  имела хождение только в регионе. 
Выходом из финансового хаоса стала денежная реформа 1922 – 1924 гг., сделавшая рубль твердой и весомой валютой. Ранний этап советского периода представлен на выставке рублями и червонцами, имевшими золотое содержание и приравненными к монетам из драгоценных металлов.
Не смотря на трудности послевоенных лет, в  1947 году была проведена новая денежная реформа, упорядочившая денежное обращение, расстроенное в годы Великой Отечественной войны. Экспонируемые денежные купюры образца 1947 года не только отличаются монументальностью, но и по своему внешнему виду имитируют деньги Российской империи.  
Людям, жившим в СССР хорошо известны рубли, «трешки», «четвертаки» и сторублевые купюры выпуска 1961 – 1991 гг. Скромные по внешнему исполнению и небольшие по размеру, они обладали незаурядной покупательной способностью.  
Бурная эпоха последнего десятилетия ХХ века нашла отражение в стремительно обесценивающихся денежных купюрах, номиналы которых доходили до 50 и 100 тысяч рублей. 
Представляют интерес монеты и денежные знаки зарубежных стран Европы и Азии, наиболее редкими из которых являются польские монеты конца XVIII в. 
Помимо денежных знаков на выставке можно увидеть и ценные бумаги – облигации дореволюционного и советского периода. Так же интересны и финансовые документы ХХ века: чековые книжки, хлебные карточки и др. знаки, связанные с финансовой деятельностью государства и его регионов.
В целом выставка достаточно познавательна и предназначена для широкого круга посетителей самого разного возраста.

В Пятигорском краеведческом музее - День дарителя
5 ноября 2013 года в Пятигорском краеведческом музее состоялся очередной День дарителя, прошедший в рамках акции «Ко дню добрых дел», приуроченной к 110-летию со дня основания государственного бюджетного учреждения культуры Ставропольского края «Пятигорский краеведческий музей».
На празднике главными участниками и гостями были дарители, для которых играл Виталий Иванченко, преподаватель класса гитары детской музыкальной школы № 2 города-курорта Пятигорска. Воспитанники муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения № 6 «Ягодка» показали гостям сценку «Маша и медведь».
Сотрудники музея встречали дарителей улыбками,  с благодарностью вручая им музейные сувениры.
С приветственным словом к участникам встречи обратился директор музея Сергей Савенко, рассказавший о первом дарителе музея – известном провизоре и общественном деятеле Кавказских Минеральных Вод Ткелашвили И.С., который еще в 1903 году передал формирующемуся музею Кавказского горного общества уникальную находку – кости Южного слона. Спустя десятилетия связь «музей-дарители» не обрываются, а в последние годы крепнут. Участница Великой Отечественной войны Анна Васильевна Игнатова передала награды, личные вещи и документы своего мужа ветерана войны, полковника в отставке бывшего военкома города Пятигорска, председателя совета ветеранов города. В этот день музей собрал более 20 дарителей из Пятигорска и других городов России разных поколений, понимающих значение музейных коллекций для истории и культуры. Они великодушно отдают свои семейные реликвии музею. Зная, что здесь они сохранятся, будут экспонироваться, и потомки по ним станут изучать историю города и страны.


Научная библиотека Пятигорского краеведческого музея

Своё начало библиотека берёт с 1903 года, с момента открытия музея. За более чем столетнюю историю параллельно шло становление музея и формирование фонда научной библиотеки. Понимание передовыми, мыслящими людьми необходимость иметь библиотеку по кавказоведению способствовало тому, что комплектование её прошло путь от благотворительных пожертвований до целенаправленного отбора и закупки, а также часть книг были переданы с музея Кавказского Горного Общества, что подтверждают штампы в книгах: «Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества» (1911 г.). В настоящее время библиотека хранит более 16 000 экземпляров. Это издания разнообразные по тематике, содержанию, текстовому и изобразительному оформлению, объёму, формату и периодичности. Эти книги, изданные в 18, 19, 20 веках, знаменитыми отечественными издателями и издательствами.
Тематический фонд библиотеки представлен следующим образом. Значительную часть его составляет коллекция книг о курортах КМВ, их становлении и развитии, выдающихся врачах, первооткрывателях Кавминвод, организаторах курортного дела: Ф.П. Гааза, Ф.П. Конради, Ф.А. Баталина, С.А.Смирнова, А.М. Байкова, А.А.Лозинского, Г.В. Абих, И.С. Савощенко, И.Я. Пантелеева и т.д.
История казачества и Терского казачьего войска широко представлена как в раритетных изданиях 19-начала 20 в.в., так и в современных исследованиях периода возрождения казачества: «Кубанский сборник»(1891г.), К.К. Абаза «Казаки. Донцы, Уральцы, Кубанцы, Терцы» (1899 г.). В.А. Потто «Два века Терского казачества» (1912г.). «Записки Терского Общества Любителей Казачьей Старины» (1914г.). Библиотека хранит редкие издания по истории образования на Кавказе и в Пятигорске: издания Кавказского учебного округа (55 томов). Основу этой части коллекции составляют книги из Пятигорской мужской гимназии.
Главное место в библиотеке занимает справочная литература: энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Большая советская энциклопедия. Географическая энциклопедия, репринтное издание Русского Биографического словаря, словарь Современного Русского языка, словари Вл.Даля и С.И.Ожегова, словари иностранных слов и орфографические.
Редкие и достаточно полно отражающие флору, фауну, климат, полезные ископаемые, издания представляют собой, как справочную литературу, так и монографическую; А.А. Гроссгейм, Л.Б. Беме, Н.К. Верещагин, Н.И. Кузнецов и т.д. Важным источником популяризации курортов КМВ и в целом Кавказа являются путеводители: Е. Вейденбаум «Путеводитель по Кавказу» (1888 г.), Г. Москвич «Иллюстрированный Практический Путеводитель по Кавказу» (1900 г.), С. Анисимов «Кавказский край» (1928 г.).
В ряду периодических изданий особое место в научной библиотеке занимают справочные региональные источники. Богатейшие материалы, освещающий все стороны жизни Кавказа, сосредоточены в Кавказском (1852-1917 гг.) и Терском (1891-1915) календарях, в изданиях «Список населённых мест Терской области» (1925 г.). Сборник материалов для описание местностей и племён Кавказа (46 томов), С. Броневский «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе» (1823 г.). Ценность фонда библиотеки представляют именные личные собрания книг (В.Р. Апухтина, В.Ф. Смолина, Д.М. Павлова, Л.Н. Польских, Е.Б. Польских) и архивы местных ученых, литераторов, краеведов, большинство из них снабжены дарственными надписями авторов.
Только за последние годы материалами библиотеки воспользовались для написания диссертаций, как кандидатских, так и докторских: Г.Н. Малахова, СИ. Линец, Ю.Ю. Клычников, Ю.А. Асадов, С. Лазарян, Н.А. Скрипник, Л.И. Краснокутская и др. Библиотека музея снабжена алфавитным и систематическим каталогом.

записи из блога

18.08.16 | 14:45:49

03.08.16 | 21:50:41

15.07.16 | 12:29:08

24.06.16 | 10:14:39

01.06.16 | 15:21:38

 

фото из отчета

Рисунок-победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ" Рисунок-победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ"
Диплом победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ" Диплом победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ"
Победитель конкурса в младшей возрастной группе Волкова Алена Победитель конкурса в младшей возрастной группе Волкова Алена
Работа Волковой Алены ДХШ Работа Волковой Алены ДХШ
Победитель конкурса в старшей возрастной группе Карячка Марина Победитель конкурса в старшей возрастной группе Карячка Марина

 

 
Главная · Новости · Наша работа · Наши друзья · Блог · Задать вопрос · Карта сайта · Контакты
© 2003-2016 Пятигорский краеведческий музей
Дисклаймер:
1. перепубликация материалов с сайта разрешена только при условии ссылки на первоисточник - сайт компании «Пятигорский краеведческий музей» 
2. ни компания «Пятигорский краеведческий музей», ни ее его должностные лица не несут никакой ответственности за прямые, косвенные убытки (включая упущенную выгоду), возникшие в связи с использованием информации, опубликованной на сайте компании «Пятигорский краеведческий музей»
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS