меню пользователя


Не зарегистрирован

новости

Приказ "Об использовании входных билетов и установление стоимости услуг предоставляемых музеем с 01.03.2016 г."

Нормы затрат при осуществлении закупок на 2015 год.

Гос задание 2016

Научные работы и издания музея:


Сборник первого семинара памяти краеведов

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 1

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 2

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 3

Летопись города-курорта Пятигорск. Раздел 4
















Здание музея в 1920 году Вход в музей Современный вход Ждём Вас в нашем музее!

 ПЯТИГОРСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

эмблема

Государственное бюджетное учреждение культуры

Ставропольского края

 «Пятигорский краеведческий музей»

Нам 113 лет!

ГРАФИК РАБОТЫ:

Вт.-Чт. 9.00 - 18.00
Пт. 9.00-17.00
Сб.-Вс. 9.00 - 18.00
Понедельник - выходной

КОНТАКТЫ:

 357501 г. Пятигорск, 

ул. Братьев Бернардацци, дом 2

Тел./факс: 8 (8793) 330851,
e-mail: gbyksk.pkm@gmail.com

Форум

Форум компании

Поиск по форуму:

Форум  →   О музее  →  Круглый стол : «Из истории славян на Кавминводах».




Добавлено: 27.06.13 11:17:07 #1


Сообщений: 3

Обратиться по имени

Открыл и вел Круглый стол директор ПКМ Савенко С.Н., к.и.н., который сообщил о том, что вопросами Круглого стола являются судьбы славянских народов на КМВ. Негативный фактор – безразличное отношение к судьбе славянских народов. В КМВ входят 3 сельских района, 7 городов Ставропольского края, 2 района Карачаево-Черкесской республики, 1 район КБР. КМВ – особо охраняемый регион. Процессы, проходящие в нашем регионе, очень значимы. Северо-Кавказский округ развивается. Численность населения растет.
В настоящее время численность Ставрополя составляет 410 тыс.чел., Махачкала является самым крупным городом на Северном Кавказе – 580 тыс.чел., в Ингушетии ингуши составляют 94,1 процент, в КБР – 60 процентов кабардинцев, доля русских сократилась на 2 проц. , в Чеченской республике чеченцы составляют 96,3 проц. За последние годы сократилась численность русского населения . Славяне разделены духовно.
Выступила Бадрак Н.Д., зам. председателя Совета ветеранов по воспитательной работе, которая прочитала авторское стихотворение «К Дню дружбы и единения славян».
Семендяев М.В., зав. научным отделом ПМК рассказал о расширении связей между Северным Кавказом и Россией, начиная с 13-14 в.в. В 16 веке усилилось влияние России на Северном Кавказе. В период правления Екатерины II строились укрепления и крепости на территории Северного Кавказа. Константиногорская крепость и др.
В настоящее время численность русского населения в регионе составляет 30,2 процента. В регионе по последней переписи населения русские остаются в меньшинстве.
Шевченко Г.А., писатель, критик познакомила со своей книгой «Свободный микрофон», где есть ее статья о русском народе: «Оглядываясь на вчера – думай о завтра».




Создать новую тему Ответить

Всего тем: 3
Всего сообщений: 3
Всего зарегистрированных пользователей: 13
Последний зарегистрированный пользователь: Алексей

ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ РАДОЖИЦКИЙ (1788-1861) 

(225-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

  

   РОДИЛСЯ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ РАДОЖИЦКИЙ В 1788 (ПО НЕКОТОРЫМ ИСТОЧНИКАМ–В 1784) ГОДУ. НЕИЗВЕСТНО, КЕМ БЫЛИ ЕГО РОДИТЕЛИ, НО СУДЯ ПО МЕСТУ ОБУЧЕНИЯ (ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННО-СИРОТСКИЙ ДОМ В С.-ПЕТЕРБУРГЕ), ПРОИСХОДИЛ ОН, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО, ИЗ ОБЕДНЕВШИХ ДВОРЯН. ПО ОКОНЧАНИЮ УЧИЛИЩА, БУДУЧИ ОТЛИЧНИКОМ, 18-ЛЕТНИЙ ЮНОША ПОЛУЧАЕТ ЗВАНИЕ ПОДПОРУЧИКА. ПОРУЧИКОМ ЖЕ ЮНЫЙ АРТИЛЛЕРИСТ СТАНЕТ ПОСЛЕ УСПЕШНОЙ СЛУЖБЫ В ХЕРСОНСКОМ АРТИЛЛЕРИЙСКОМ ГАРНИЗОНЕ.

   ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1812 ГОДА ИЛЬЯ РАДОЖИЦКИЙ ВСТРЕТИЛ УЧАСТИЕМ И РАНЕНИЕМ В ОСТРОВЕНСКОМ СРАЖЕНИИ, ЗА ЧТО ПОЛУЧАЕТ СВОЮ ПЕРВУЮ НАГРАДУ - ОРДЕН СВ.АННЫ 4-Й СТЕПЕНИ. ЗАТЕМ БЫЛИ СРАЖЕНИЯ ПОД ВЯЗЬМОЙ, БОРОДИНО (ЗДЕСЬ РАДОЖИЦКИЙ БЫЛ КОНТУЖЕН). УЧАСТВОВАЛ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ И В ЗАГРАНИЧНЫХ ПОХОДАХ РУССКОЙ АРМИИ. В 1819 ГОДУ ОН УЖЕ ПОДПОЛКОВНИК, НАГРАЖДЕННЫЙ ЗНАЧИМЫМИ НАГРАДАМИ: ДВАЖДЫ ОРДЕНОМ СВ. ВЛАДИМИРА 4 СТ. ИМЯ ЕГО БУДЕТ УПОМЯНУТО И СРЕДИ РУССКИХ ВОИНОВ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В РУССКО-ПЕРСИДСКОЙ И РУССКО-ТУРЕЦКИХ ВОЙНАХ, А ТАКЖЕ В ВОЙНЕ ПРОТИВ ГОРЦЕВ НА КАВКАЗЕ.

   ПЫТЛИВЫЙ УМ ЕГО НЕ ЗАМЫКАЕТСЯ НА ВОЙНЕ, ОН МНОГО ПИШЕТ, ОПИСЫВАЯ ТЕ СОБЫТИЯ, УЧАСТНИКОМ КОТОРЫХ ВОЛЕЮ СУДЬБЫ ОКАЗАЛСЯ. И В 1823 ГОДУ В ЖУРНАЛЕ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» ПОЯВЛЯЮТСЯ ИНТЕРЕСНЕЙШИЕ ПУБЛИКАЦИИ РАДОЖИЦКОГО «ПОХОДНЫЕ ЗАПИСКИ АРТИЛЛЕРИСТА С 1812 ПО 1816 Г.». БУДУЧИ ПОРУЧИКОМ, ОН ОПИСЫВАЕТ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ КАК БЫ ИЗНУТРИ. ЗАПИСЫВАЕТ ПОДРОБНОСТИ, НЕВЕДОМЫЕ НАЧАЛЬСТВУ, СОЗДАЕТ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ, ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ. ВОТ ОН ПИШЕТ О ПРИБЫТИИ КУТУЗОВА: «…КАК ВДРУГ ЭЛЕКТРИЧЕСКИ ПРОБЕЖАЛО ПО АРМИИ ИЗВЕСТИЕ О ПРИБЫТИИ НОВОГО ГЛАВКОМА, КНЯЗЯ КУТУЗОВА. МИНУТА РАДОСТИ БЫЛА НЕИЗЪЯСНИМА: ИМЯ ЭТОГО ПОЛКОВОДЦА ПРОИЗВЕЛО ВСЕОБЩЕЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ДУХА В ВОЙСКАХ, ОТ СОЛДАТА ДО ГЕНЕРАЛА…ТОТЧАС…ПОЯВИЛАСЬ ПОГОВОРКА «ПРИЕХАЛ КУТУЗОВ БИТЬ ФРАНЦУЗОВ»,             

О ПОЛЯКАХ: «…ПОЛЯКИ ТОГДА ТОЛЬКО БУДУТ СЧАСТЛИВЫМИ, КОГДА ПОТУШАТ В СЕРДЦАХ СВОИХ НЕНАВИСТЬ К РУССКИМ – БЕЗВИННЫМ СОПЛЕМЕННИКАМ СВОИМ – И СОЕДИНЯТСЯ С НИМИ БРАТСКИМ СОЮЗОМ ПОД ОДНУ ДЕРЖАВУ.»,                                                                                          О КОНЦЕ ВОЙНЫ: «ТАК КОНЧИЛАСЬ ЗНАМЕНИТАЯ ВОЙНА РОССИЙСКАЯ! ПРИГОТОВЛЕНИЯ К НЕЙ БЫЛИ СИЛЬНЫ, ДЕЙСТВИЕ ЕЕ УЖАСНО, ПОСЛЕДСТВИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫ!».

ИЗВЕСТНО, ЧТО ОПИСАНИЯ РАДОЖИЦКОГО БОЯ ПРИ ОСТРОВНО, ИСПОЛЬЗУЕТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ  Л.Н. ТОЛСТОЙ  В СВОЕМ ЗНАМЕНИТОМ РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР».

   ЕГО ВОЕННО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ОДНООБРАЗНА И НЕ СПОКОЙНА. РАДОЖИЦКОГО НЕСКОЛЬКО РАЗ УВОЛЬНЯЛИ СО СЛУЖБЫ, НО ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВНОВЬ ПРИЗЫВАЛИ.   

ИЮЛЬ 1831 ГОДА ОЗНАМЕНОВАН ДЛЯ РАДОЖИЦКОГО НАЗНАЧЕНИЕМ НА ДОЛЖНОСТЬ ДИРЕКТОРА ТУЛЬСКИХ ОРУЖЕЙНЫХ  ЗАВОДОВ. ОРДЕН СВ.ГЕОРГИЯ 4-Й СТ. И ЗВАНИЕ ПОЛКОВНИКА – РЕЗУЛЬТАТ 7-ЛЕТНЕЙ СЛУЖБЫ ЕГО НА ДАННОМ ПОПРИЩЕ. ЗАТЕМ ВНОВЬ ВОЕННАЯ СЛУЖБА, УЧАСТИЕ В ДЕЛАХ ПРОТИВ ГОРЦЕВ, И ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ УВОЛЬНЕНИЕ В ОТСТАВКУ В 1850 ГОДУ В ДОЛЖНОСТИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА.

  СТАТЬИ ЕГО ПЕЧАТАЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЖУРНАЛАХ, А НЕКОТОРЫЕ ИЗДАНЫ УЖЕ ОТДЕЛЬНЫМИ КНИГАМИ – «ПОХОДНЫЕ ЗАПИСКИ АРТИЛЛЕРИСТА С 1812 ПО 1816 Г.», «ПОХОДНЫЕ ЗАПИСКИ АРТИЛЛЕРИСТА В АЗИИ С 1829 ПО 1831 Г).

   В 1826 ГОДУ В ЖУРНАЛЕ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» ПОЯВЛЯЮТСЯ «НЕУСТРАШИМОСТЬ АРТИЛЛЕРИСТОВ», «ПИСЬМА ИЗ СТАВРОПОЛЯ».

ЕСТЕСТВЕННО, НАМ, ЖИТЕЛЯМ  КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫ ЗАПИСКИ ИЛЬИ ТИМОФЕЕВИЧА РАДОЖИЦКОГО О НАШИХ КРАЯХ.

…ИЗДАТЕЛЬ ЖУРНАЛА «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» П.П. СВИНЬИН  ПРЕДЛОЖИТ РАДОЖИЦКОМУ ОПИСАТЬ ВСЕ УВИДЕННОЕ НА КАВКАЗЕ. ТАК ПОЯВЛЯЮТСЯ «ПИСЬМА» С КАВКАЗА К СВИНЬИНУ, НАПИСАННЫЕ В ГЕОРГИЕВСКЕ В 1820-Е ГОДЫ. ОЧЕРКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМ ПАМЯТНИКОМ ПРОШЛОГО КУРОРТОВ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД. ПРИРОДНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ НЕ ОСТАВЛЯЕТ БЕЗ ВНИМАНИЯ ПРОИСХОДЯЩЕЕ ВОКРУГ: БУДЬ ТО ОПИСАНИЕ ПЯТИГОРСКА – «НО СО ВСТУПЛЕНИЕМ В ЗДЕШНИЙ КРАЙ, И НАД ВСЕМ КАВКАЗОМ НЫНЕШНЕГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ГОРОД МЕЧУК ИЛИ СЕРНОВОДСК ВЫРАСТАЕТ МАГИЧЕСКОЮ СИЛОЮ, КАК БУДТО НАКИПОМ ОТ СЕРНОГОРЯЧИХ ВОД» ИЛИ МЕЧТА О  РУССКОМ «КАРЛСБАДЕ»: «…ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МОЖЕТ БЫТЬ И У НАС БУДЕТ СВОЙ КАРЛСБАД.», «…ЕДВА ЛИ ГДЕ В ЗЕМНОМ ШАРЕ, НЕ ТОЛЬКО В ЕВРОПЕ, НА СТОЛЬ ТЕСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, КАК ЗДЕСЬ, ОКОЛО БЕШТОВЫХ ГОР, РАСКИДАНО ПРИРОДОЮ В ТАКОМ ИЗОБИЛИИ РАЗНОГО СВОЙСТВА МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД». ИЛИ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ: «ГОРА БЕШТОВАЯ ЕСТЬ САМАЯ БОЛЬШАЯ ИЗ ВСЕХ ПЯТИ И РАСПОЛОЖЕНА ПОЧТИ ПОСРЕДИ ПРОЧИХ. ВЕРШИНА ЕЕ ЧАСТО БЫВАЕТ ПОД ОБЛАКАМИ. ОНА СЛУЖИТ ДЛЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ БАРОМЕТРОМ: ЕСЛИ ВЕРХ ЕЕ ОТКРЫТ, ТО ОЗНАЧАЕТ ЯСНУЮ ПОГОДУ, ЕСЛИ ЖЕ ОБЛАКА ОДЕНУТ ЕЕ, ТО ЗА СИМ НЕПРЕМЕННО ПОЙДЕТ ДОЖДЬ» ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО: «НЫНЕ В ОДНО ЛЕТО ПОСТРОЕН ЗДЕСЬ…БОЛЬШОЙ ДОМ ДЛЯ РЕСТОРАЦИИ, КОТОРЫЙ СВОЕЮ АРХИТЕКТУРОЙ И ВЕЛИЧИНОЮ НА ВОЗВЫШЕННОМ МЕСТЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ПРЕКРАСНЫЙ ВИД», «…КАМЕНЬ ДЛЯ СТРОЕНИЯ НАХОДИТСЯ ТУТ ЖЕ В ГОРЕ СЕРОПЕСЧАНЫЙ И ОТЧАСТИ ИЗВЕСТКОВЫЙ, В ОТДЕЛКЕ МЯГОК И БЕЛ, А НА ВОЗДУХЕ ТВЕРДЕЕТ И ДЕЛАЕТСЯ СЕРЫМ», А ТАКЖЕ КАРТИНКИ «ВОДЯНОГО ОБЩЕСТВА»: «ВЪЕХАВШИ В ГОРОДОК, Я УВИДЕЛ ВО ВСЕХ ДВОРАХ МНОГО ЭКИПАЖЕЙ ПРИЕЗЖИХ, И ПО УЛИЦАМ ДОВОЛЬНО ГУЛЯЮЩИХ ОСОБ. ВСТРЕЧАЛИСЬ НАИБОЛЕЕ ВОЕННЫЕ, ОФИЦЕРЫ, ВСТРЕЧАЛИСЬ И ЩЕГОЛИ В МОДНЫХ СЮРТУКАХ И ФРАКАХ. ДАЖЕ ГУЛЯЛИ ПОД ВЕЧЕР ДАМЫ В ПРЕКРАСНЫХ КАПОТАХ И В ШЛЯПКАХ ИЗ МОДНЫХ МАГАЗИНОВ, ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ПОСЛЕДНЯЯ РЕДКОСТЬ», ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ: «В КРУГУ ОБЩЕСТВА СЕГО РЕДКО УСЛЫШИШЬ РУССКИЙ ЯЗЫК – ОДНАКО, И НЕ ЧЕРКЕССКИЙ ИЛИ ТАТАРСКИЙ, А МОДНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ. ТАК ВСЕМОГУЩАЯ, НЕПОБЕДИМАЯ НИКАКИМИ КРИКАМИ ПАТРИОТИЗМА МОДА ОТ БЕРЕГОВ СЕНЫ ПРОНИКЛА К ИСТОЧНИКУ НАРЗАНА!».

ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ КМВ (1823 ГОД) СОВПАЛО У РАДОЖИЦКОГО С ПРИЕЗДОМ НЕЛЮБИНА. В СВОИХ « ПИСЬМАХ» ОН ОТМЕЧАЕТ И ЭТО ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ: «ТУТ ЖЕ ЯВИЛСЯ И ПРИСЛАННЫЙ ВНОВЬ ДЛЯ РАЗЛОЖЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ДОКТОР МЕДИЦИНЫ И ПРОФЕССОР ХИМИИ НЕЛЮБИН. ОН ЗАНИМАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ГОВОРЯТ, ОТКРЫЛ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ КЛЮЧЕЙ, И ОТ НЕГО ПУБЛИКА ОЖИДАЕТ ВЕРНЕЙШЕГО ОПИСАНИЯ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД И НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПО РОДАМ БОЛЕЗНЕЙ».

УПОМЯНУТЫ В «ПИСЬМАХ» И ДРУГИЕ МЕСТНОСТИ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД.  ЭТО И ЖЕЛЕЗНЫЕ ВОДЫ, ГДЕ ОН НАХОДИТ, ЧТО КУРОРТ У ГОРЫ ЖЕЛЕЗНОЙ НЕ БЫЛ УДОБНЫМ ПРИСТАНИЩЕМ, НО «МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРЕВОСХОДНОЕ». ОН НАПИШЕТ И О ГОРАХ, ОКРУЖАЮЩИХ ЖЕЛЕЗНЫЕ ВОДЫ, И О «СВОЕНРАВИИ ЗДЕШНЕЙ ПРИРОДЫ». ОПИШЕТ И ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОВОДСКИЙ ИСТОЧНИК В ВИДЕ НЕБОЛЬШОГО РУЧЬЯ, ТЕКУЩЕГО ПО ДЕРЕВЯННОМУ ОТКРЫТОМУ ЖЕЛОБУ, ПОЧТИ ОКАМЕНЕВШЕМУ ОТ МИНЕРАЛЬНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ. ОН ПРОЕДЕТ И К НАРЗАНУ В КИСЛЫХ ВОДАХ, НЕ МИНУЕТ И ЕССЕНТУКИ.

   В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ О КАВКАЗЕ 1829 ГОДА РАДОЖИЦКИЙ ОПИШЕТ ВСТРЕЧУ С А.С.ПУШКИНЫМ У Н. РАЕВСКОГО-МЛАДШЕГО, А ТАКЖЕ НА ОБЕДЕ У ПАСКЕВИЧА ПО СЛУЧАЮ ВЗЯТИЯ АРЗРУМА. 

   ПРОБОВАЛ РАДОЖИЦКИЙ СЕБЯ И В ПОЭЗИИ. ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ. И ПОВЕСТЬ В СТИХАХ «АЛИ-КАРА-МИРЗА» ПОДТВЕРЖДАЕТ ЭТО. ХОТЯ В ПОСЛЕСЛОВИИ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ НАПИШЕТ: «ТЕБЕ, КАК СКРОМНОМУ ЭСТЕТИКУ, ПРЕДОСТАВЛЯЮ НА СУД МОЙ ОПЫТ, И ПРОШУ ИЗВИНИТЬ ТУ СМЕЛОСТЬ, С КАКОЙ ПУСКАЮСЬ НА СКОЛЬЗКОЕ ПОПРИЩЕ ПОЭЗИИ – ВПРОЧЕМ, ЭТА БЕЗДЕЛКА ЕСТЬ ПЛОД ЧАСОВ ОТДОХНОВЕНИЯ ОТ ВАЖНЕЙШИХ ЗАНЯТИЙ ПО СЛУЖБЕ». 

   ОДНАЖДЫ УВЛЕКШИСЬ БОТАНИКОЙ, ОН ЗАНЯЛСЯ ЭТОЙ НАУКОЙ ВСЕРЬЕЗ, И ПОСВЯТИЛ ЛЮБИМОМУ ДЕТИЩУ 30 ЛЕТ. АНАЛИЗИРУЯ ИНОСТРАННЫХ АВТОРОВ, ДЕЛАЯ ПЕРЕВОДЫ С АНГЛИЙСКОГО, НЕМЕЦКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И, КОНЕЧНО, ЛАТЫНИ, РАДОЖИЦКИЙ РАЗРАБАТЫВАЕТ СВОЮ КЛАССИФИКАЦИЮ РАСТЕНИЙ. ЗДЕСЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТАЛАНТ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЯ, ПЕРЕВОДЧИКА, НО И ХУДОЖНИКА. ВЕДЬ КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ БЫЛО НЕ ТОЛЬКО ОПИСАНО, НО И ПРОРИСОВАНО С БОЛЬШОЙ ТОЧНОСТЬЮ АКВАРЕЛЬЮ. ТРУД ЕГО – «ВСЕМИРНАЯ ФЛОРА» В 15 ТОМАХ С АТЛАСОМ И С БОЛЕЕ 1600 РИСУНКОВ. ИМЕНЕМ ИЛЬИ ТИМОФЕЕВИЧА РАДОЖИЦКОГО НАЗВАН ВИД РАСТЕНИЙ RADOJITSKYA CAPENSIS TURCZ. 

   ОН СКОНЧАЛСЯ В АПРЕЛЕ 1861 ГОДА В ВОЗРАСТЕ 77 ЛЕТ, И БЫЛ ПОХОРОНЕН В ДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ В ГОРОДЕ ВОРОНЕЖЕ, ГОРОДЕ, В КОТОРОМ ЖИЛ ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ.   

В ЗАВЕЩАНИИ ИЛЬЯ ТИМОФЕЕВИЧ РАДОЖИЦКИЙ РАСПОРЯДИТСЯ ПЕРЕДАТЬ СВОЕ ОГРОМНОЕ КНИЖНОЕ СОБРАНИЕ В БИБЛИОТЕКУ ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ, ЧЛЕНОМ КОТОРОГО ОН СОСТОЯЛ.


ОЛЬГА ПОЛЯКОВА,

   НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ПЯТИГОРСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ



Взлеты и падения мастера


Человек рождается на страдание как

искра, чтобы устремиться вверх. 

 (Из Ветхого Завета)


Здание Госбанка хорошо известно пятигорчанам. Угловое трехэтажное, возведенное на фундаменте сгоревшей в 1918 году Казенной гостиницы, оно несколько странно смотрится среди соседствующих зданий. Ни изящная кофейня Гукасова в стиле модерн, ни выполненная в стиле русского ампира Ресторация (ныне Бальнеологический институт) не предполагало выстроить здесь здание в стиле конструктивизма. Это новаторское направление в архитектуре возникло после Октябрьской революции. Искусство, и в свою очередь архитектура, должны были служить производству. Строгость, аскетизм форм, монолитность внешнего облика, лаконичность – основные принципы этого направления. Здание Госбанка реконструировалось в 1926 году – время, когда конструктивизм наиболее ярко проявил себя.

   Автором проекта был Мирон Иванович Мержанов. Молодой архитектор, увлеченный работами И.В.Жолтовского, не мог спроектировать в ту пору здание иначе.

   Он родился 23 сентября 1895 года в городе Нахичевани-на-Дону (сегодня это один из районов города Ростова-на-Дону). Отец Мирона – Оганес Миронович был государственным служащим, мать – Рипсимэ Мартыновна, дочь богатого купца – домохозяйкой. В семье ценилось образование – и дети учились в классической гимназии. Изучая латынь и греческий, немецкий и французский языки, философию, изящные науки, черчение и рисование, Мирон особенно увлекся рисованием. Надобно отметить, что семья Мержановых состояла в родственных связях с великим живописцем – И.К. Айвазовским. Окончив гимназию, молодой человек поступает в Петербургский институт гражданских инженеров. Одновременно подрабатывает чертежником в архитектурно-планировочной мастерской А.И. Туманяна. Здесь он проходит начальную школу молодого архитектора, общается со многими специалистами в этой области, и навсегда решает связать свою судьбу с этой замечательной профессией.

   Первая мировая война, затем Февральская и Октябрьская революции рушат все планы. Ему совсем не хочется воевать – ни за красных, ни за белых. И он добровольно поступает на службу в инженерную часть армии Деникина. Но часть отправляют на север для участия в боях. После одного из боев молодой солдат дезертировал. Пройдет время, и Советская власть припомнит Мержанову «деникинский» период. 

   1920-й год. Мирон поступает на 4-й курс архитектурного отделения строительного факультета Кубанского политехнического института. И хотя вновь не оканчивает институт, но влившись в среду архитекторов-профессионалов, становится перспективным специалистом. В это время он знакомится с маститым кисловодским архитектором Э.Б. Ходжаевым. Пятигорчане сегодня имеют возможность видеть здания работы мастера. Это гостиница Ганжумова (ныне в здании  находятся магазины и различные  офисы), дом Гурджиевых (ныне школа №17), целый ряд дач на Провале. В эти годы М.Мержанов и Э.Ходжаев плодотворно работают вместе. Творческий союз перерастает в союз семейный - Мирон женится на дочери Э.Ходжаева – Елизавете. Строит собственный дом в Кисловодске – это его первая самостоятельная работа. В эти же годы им построен Крытый рынок в Ессентуках, здание Госбанка, о котором сказано выше, санаторные корпуса   и жилые дома в Пятигорске, санаторий «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске. Авторской находкой, которая впоследствии не раз проявится в творениях архитектора, является так называемая «пила», то есть  автор устраивает балконы по фасаду не параллельно стене, а располагает под углом, так что солнце попадает на балконы тогда, когда лучи его наиболее целебны. 

   В 1929 году Мержанов выигрывает конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи. Сложный рельеф не смущает архитектора. Корпус санатория свободно расположился по склону горы. Центральная ось фуникулера не портит, а объединяет композицию. Являясь поклонником таланта американского архитектора Фрэнка Райта, Мержанов умело сопоставляет идеи конструкционизма с окружающим ландшафтом. 

   Конструктивизм в глазах Сталина значения не имел. В 1930-32 годах реорганизуется система проектирования, создаются мастерские. Искореняя конструктивизм и внедряя классику, утверждение всех основных проектов   теперь проходит через органы Моссовета.  

   В 1934 году Мирон Иванович Мержанов получает заказ на проектирование подмосковной дачи для Сталина. В своей книге «20 писем к другу» дочь вождя Светлана Аллилуева напишет: «Первоначально дом был сделан очень славно – современная, легкая одноэтажная дача, распластанная среди сада, леса, цветов. Наверху, во всю крышу был огромный солярий». Хозяину дача понравилась, и с тех пор  Мержанова стали именовать «архитектор Сталина». Он не был лишен честолюбия. Отношение Сталина, подаренная машина с личной подписью вождя на удостоверении, подаренный рецепт настойки, который Сталин записал на салфетке во время дружеского ужина – все это льстило, но и обязывало.

      Начало тридцатых – время усиливающегося террора, направленного, помимо прочих групп населения, еще и на специалистов, то есть на людей с высшим образованием и чуждым социальным происхождением. Почти все ведущие архитекторы находились в группе риска. В эти годы  Мержанов работает много и быстро. Сослуживцы называют его вездесущим, двужильным. Ленивых не терпел, наделял их нелицеприятными определениями, не думая, что обиженные люди станут впоследствии лжесвидетельствовать против него самого. Санатории в Кисловодске, дачи Сталина – в Мацесте и Гаграх, Бочаров ручей, Зеленая роща, около 50-ти дач для руководителей страны Советов – неполный перечень работ архитектора. 

Утверждены его эскизы наградных знаков Героя Советского Союза и Золотой звезды Героя Социалистического труда. 

Видимо, опираясь на вкусы вождя, объекты Мержанова, теперь почти не несут элементов конструктивизма. «Я был конструктивистом, затем был вынужден стать классиком»; - скажет впоследствии архитектор.

   В Отечественную войну Мержанов остается в Москве. С бригадой архитекторов он проектирует и строит бомбоубежища, координирует работу по проектированию и строительству фортификационных сооружений, по маскировке военных, оборонных и промышленных предприятий. Новые заводы на Урале, Казахстане, республиках Средней Азии, поселки и города для эвакуированного населения – вклад в общее дело во славу победы.

   В августе 1943 года Мирона Ивановича Мержанова вместе с женой, домработницей и близкими друзьями арестовывают. Его приговаривают к 10 годам лагерей. Вот и припомнилась служба у Деникина, пригодились показания бывших обиженных сотрудников, а факт работы в столице в 1941 году трактовался как «измена Родине». Через всю страну, в зарешеченном грузовом вагоне с нарами, охраняемый конвоирами с немецкой овчаркой, вместе с уголовниками ехал «архитектор Сталина» к месту своей ссылки.

   Через три месяца пути заключенный Мержанов прибыл в Комсомольск-на - Амуре. Город этот он помнил, здесь бывал в то время, когда болотная пустошь только приобретала черты будущего города. Повезло обоим: городу, которому нужен был талантливый архитектор, архитектору, которому дали возможность работать в довольно сносных условиях. Железнодорожный вокзал, городской дворец культуры, дворец культуры авиастроителей – здания, которые и поныне являются лучшими строениями в этом городе.  

   В самом начале 1949 г. о Мержанове вспомнили: министерство Госбезопасности решает построить санаторий в Сочи. Его поместили в отдельную камеру Сухановской тюрьмы в Москве. Здесь, в «шарашке» родился один из лучших проектов архитектора – санаторий им. Дзержинского. В настоящее время санаторий им. Дзержинского является памятником архитектуры и включен в каталог историко-научного наследия Сочи.

   Проект утвержден. Теперь главный архитектор строительства  постоянно находится на объекте в Сочи. Строители вспоминали: «Перед планеркой в семь часов утра на строительной площадке появлялись М.И. Мержанов и начальник строительства гвардии инженер-полковник А.И. Новиков. За ними неотступно следовали два конвоира».

   Не дожидаясь окончания строительства, Мержанова отправляют в Иркутск, затем в Красноярскую пересыльную тюрьму. Вновь заниматься любимым делом, хотя и на правах заключенного помог случай. Позднее Мержанова назначат главным архитектором «Крайпроекта». В Красноярске он проведет последние три года ссылки, где памятью о себе оставит здания Дома Советов, кинотеатра «Совкино», отделения Госбанка, Центрального райкома КПСС, ДК завода «Красмаш». 

   Мирон Иванович Мержанов был реабилитирован 30 мая 1956 года. Но еще четыре года жил и работал в Красноярске, затем переехал в Москву, где 

работал в «Моспроекте-1». Последние годы долго болел – сказались годы ссылки.  Он скончался в декабре 1975 года от болезни легких.

   «Cherchez la femme» говорят французы; - «Ищите женщину». И женщина была. Надежда Алексеевна Пешкова – невестка Максима Горького, слыла личностью весьма интересной. «Обаятельная, женственная, женщина высокой культуры», - так отзывались о ней современники. Ее дом всегда был полон людьми искусства и науки. Но стоило рядом оказаться мужчине, у которого были серьезные намерения, как он исчезал, чаще всего – навсегда. Ее поклонниками были маршал М.Н Тухачевский, писатели Алексей Толстой и Ромен Ролан, Генрих Ягода и академик И.К. Луппол. Пешковой был увлечен Сталин, часто приезжал в дом к А.Горькому, где жила Надежда Алексеевна. Дочь Пешковой Марфа рассказывала: «Сталин положил на нее глаз еще тогда, когда впервые привез к нам Светлану. Он всегда приезжал с цветами. Но мама в очередной их разговор на даче твердо сказала «нет»…Уже после войны у мамы появился Мирон Мержанов, известный архитектор. Его тоже арестовали». А внук Мержанова вспоминал: «Дедушка не таил обиды за то, что на много лет был лишен свободы, так как считал себя действительно виновником в сложившемся любовном треугольнике. Однако замечал, что любовную интригу надо было решать иначе, по-джентльменски, а не лишать его свободы».

   Мирон Иванович Мержанов всю свою жизнь был предан архитектуре. Талант, помноженный на трудолюбие. Взлеты и падение. И хотя работ в Пятигорске архитектора немного, имя его можно поставить рядом с великими зодчими, творившими в городе: Бернардацци, Уптоном, Гущиным, Ходжаевым

Ольга Полякова,

научный сотрудник Краеведческого музея


«НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ДЛЯ РЕГИОНА НЕВЕРОЯТНОЕ».


ЕГО работы известны всей стране и за ее пределами… Советская  Энциклопедия выкупила не один десяток Его негативов для «НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ДЛЯ РЕГИОНА НЕВЕРОЯТНОЕ».


ЕГО работы известны всей стране и за ее пределами… Советская  Энциклопедия выкупила не один десяток Его негативов для создания статей, касающихся Северного Кавказа… В 1945 году Клементина Черчель, жена Уинстона Черчеля, бывавшая с визитом на Кавказе, вместе с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» получила в подарок Его фотоальбом, который и увезла в Англию…


   Именно ЕГО могила находится в Пятигорском некрополе, именно она долгое время считалась утерянной, благодаря инициативе и усилиям именно работников ПКМ она была найдена и приведена в порядок к его юбилею. 


   Спустя 150 лет в день ЕГО рождения на могиле ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА РАЕВА (1863 – 1957) собрались небезучастные к истории своего края, к истории своего города люди и держали в руках свечи. От их огня и не безразличия было тепло. 


Началась мемориальная встреча, посвященная 150-летию старейшего фотохудожника международного уровня, краеведа и альпиниста со слов Савенко Сергея Николаевича, директора ПКМ, председателя Пятигорского городского отделения СК ВООПИиК инициатора сегодняшнего мероприятия. Службу провел. Отец Борис.


Василий Борисович Бандурин заместитель председателя Думы Пятигорскас рассказал о субботнике, предшествующем сегодняшнему событию, о планах работы на будущее, и поблагодарил Сергея Николаевича за инициативу в вопросе приведения в достойный вид могилы великого соотечественника.

   Краевед и общественный деятель Братков А. Г., воспользовавшись предоставленным ему словом,  выступил с призывом – сделать из Пятигорского некрополя достопримечательность всероссийского и международного уровня.

     Директор 000 Издательства «Снег», Парамонов Сергей Николаевич выразил искреннюю радость «Наконец-то это случилось и мы собрались и вспомнили о нашем земляке, о нашей истории. И процесс этот трудный и долгий, но самое главное, что начало уже положено». Он  поздравил собравшихся с этим событием и выразил надежду, что численность «наша» будет только расти. 

   Подчеркнула символичность того, что небольшая инициатива может вылиться в большое дело, подчеркнула Ирина Сафарова - депутат Думы, директор музея-заповедгника М. Ю. Лермонтова, напомнив, что и старейший музей региона, которому в 2013 исполнилось 110, и музей  М. Ю. Лермонтова были основаны именно благодаря инициативе. 


…Даже погода не осталась безучастной  - утром первый снег, а потом и солнце, выглянувшее после молебна на ЕГО могиле… Хорошее дело не может остаться незамеченным!

Ю. Золотарёва, ГБУКСК


Взлеты и падения мастера

 

Человек рождается на страдание как

искра, чтобы устремиться вверх.

(Из Ветхого Завета)

 

Здание Госбанка хорошо известно пятигорчанам. Угловое трехэтажное, возведенное на фундаменте сгоревшей в 1918 году Казенной гостиницы, оно несколько странно смотрится среди соседствующих зданий. Ни изящная кофейня Гукасова в стиле модерн, ни выполненная в стиле русского ампира Ресторация (ныне Бальнеологический институт) не предполагало выстроить здесь здание в стиле конструктивизма. Это новаторское направление в архитектуре возникло после Октябрьской революции. Искусство, и в свою очередь архитектура, должны были служить производству. Строгость, аскетизм форм, монолитность внешнего облика, лаконичность – основные принципы этого направления. Здание Госбанка реконструировалось в 1926 году – время, когда конструктивизм наиболее ярко проявил себя.

Автором проекта был Мирон Иванович Мержанов. Молодой архитектор, увлеченный работами И.В.Жолтовского, не мог спроектировать в ту пору здание иначе.

Он родился 23 сентября 1895 года в городе Нахичевани-на-Дону (сегодня это один из районов города Ростова-на-Дону). Отец Мирона – Оганес Миронович был государственным служащим, мать – Рипсимэ Мартыновна, дочь богатого купца – домохозяйкой. В семье ценилось образование – и дети учились в классической гимназии. Изучая латынь и греческий, немецкий и французский языки, философию, изящные науки, черчение и рисование, Мирон особенно увлекся рисованием. Надобно отметить, что семья Мержановых состояла в родственных связях с великим живописцем – И.К. Айвазовским. Окончив гимназию, молодой человек поступает в Петербургский институт гражданских инженеров. Одновременно подрабатывает чертежником в архитектурно-планировочной мастерской А.И. Туманяна. Здесь он проходит начальную школу молодого архитектора, общается со многими специалистами в этой области, и навсегда решает связать свою судьбу с этой замечательной профессией.

Первая мировая война, затем Февральская и Октябрьская революции рушат все планы. Ему совсем не хочется воевать – ни за красных, ни за белых. И он добровольно поступает на службу в инженерную часть армии Деникина. Но часть отправляют на север для участия в боях. После одного из боев молодой солдат дезертировал. Пройдет время, и Советская власть припомнит Мержанову «деникинский» период.

1920-й год. Мирон поступает на 4-й курс архитектурного отделения строительного факультета Кубанского политехнического института. И хотя вновь не оканчивает институт, но влившись в среду архитекторов-профессионалов, становится перспективным специалистом. В это время он знакомится с маститым кисловодским архитектором Э.Б. Ходжаевым. Пятигорчане сегодня имеют возможность видеть здания работы мастера. Это бывшая гостиница Ганжумова на проспекте Кирова (ныне в здании  находятся магазины и различные  офисы), дом Гурджиевых (ныне школа №17), целый ряд дач на Провале. В эти годы М. Мержанов и Э. Ходжаев плодотворно работают вместе. Творческий союз перерастает в союз семейный - Мирон женится на дочери Э. Ходжаева – Елизавете. Строит собственный дом в Кисловодске – это его первая самостоятельная работа. В эти же годы им построен Крытый рынок в Ессентуках, здание Госбанка, о котором сказано выше, санаторные корпуса и жилые дома в Пятигорске, санаторий «10 лет Октября» (ныне «Жемчужина Кавказа») в Кисловодске. Авторской находкой, которая впоследствии не раз проявится в творениях архитектора, является так называемая «пила», то есть  автор устраивает балконы по фасаду не параллельно стене, а располагает под углом, так что солнце попадает на балконы тогда, когда лучи его наиболее целебны.

В 1929 году Мержанов выигрывает конкурс на проектирование санатория РККА в Сочи. Сложный рельеф не смущает архитектора. Корпус санатория свободно расположился по склону горы. Центральная ось фуникулера не портит, а объединяет композицию. Являясь поклонником таланта американского архитектора Фрэнка Райта, Мержанов умело сопоставляет идеи конструкционизма с окружающим ландшафтом.

Конструктивизм в глазах Сталина значения не имел. В 1930-32 годах реорганизуется система проектирования, создаются мастерские. Искореняя конструктивизм и внедряя классику, утверждение всех основных проектов   теперь проходит через органы Моссовета. 

В 1934 году Мирон Иванович Мержанов получает заказ на проектирование подмосковной дачи для Сталина. В своей книге «20 писем к другу» дочь вождя Светлана Аллилуева напишет: «Первоначально дом был сделан очень славно – современная, легкая одноэтажная дача, распластанная среди сада, леса, цветов. Наверху, во всю крышу был огромный солярий». Хозяину дача понравилась, и с тех пор  Мержанова стали именовать «архитектор Сталина». Он не был лишен честолюбия. Отношение Сталина, подаренная машина с личной подписью вождя на удостоверении, подаренный рецепт настойки, который Сталин записал на салфетке во время дружеского ужина – все это льстило, но и обязывало.

Начало тридцатых – время усиливающегося террора, направленного, помимо прочих групп населения, еще и на специалистов, то есть на людей с высшим образованием и чуждым социальным происхождением. Почти все ведущие архитекторы находились в группе риска. В эти годы  Мержанов работает много и быстро. Сослуживцы называют его вездесущим, двужильным. Ленивых не терпел, наделял их нелицеприятными определениями, не думая, что обиженные люди станут впоследствии лжесвидетельствовать против него самого. Санатории в Кисловодске, дачи Сталина – в Мацесте и Гаграх, Бочаров ручей, Зеленая роща, около 50-ти дач для руководителей страны Советов – неполный перечень работ архитектора.

Утверждены его эскизы наградных знаков Героя Советского Союза и Золотой звезды Героя Социалистического труда.

Видимо, опираясь на вкусы вождя, объекты Мержанова, теперь почти не несут элементов конструктивизма. «Я был конструктивистом, затем был вынужден стать классиком»; - скажет впоследствии архитектор.

В Отечественную войну Мержанов остается в Москве. С бригадой архитекторов он проектирует и строит бомбоубежища, координирует работу по проектированию и строительству фортификационных сооружений, по маскировке военных, оборонных и промышленных предприятий. Новые заводы на Урале, Казахстане, республиках Средней Азии, поселки и города для эвакуированного населения – вклад в общее дело во славу победы.

В августе 1943 года Мирона Ивановича Мержанова вместе с женой, домработницей и близкими друзьями арестовывают. Его приговаривают к 10 годам лагерей. Вот и припомнилась служба у Деникина, пригодились показания бывших обиженных сотрудников, а факт работы в столице в 1941 году трактовался как «измена Родине». Через всю страну, в зарешеченном грузовом вагоне с нарами, охраняемый конвоирами, вместе с уголовниками ехал «архитектор Сталина» к месту своей ссылки.

Через три месяца пути заключенный Мержанов прибыл в Комсомольск-на - Амуре. Город этот он помнил, здесь бывал в то время, когда болотная пустошь только приобретала черты будущего города. Повезло обоим: городу, которому нужен был талантливый архитектор, архитектору, которому дали возможность работать в довольно сносных условиях. Железнодорожный вокзал, городской дворец культуры, дворец культуры авиастроителей – здания, которые и поныне являются лучшими строениями в этом городе.  

В самом начале 1949 г. о Мержанове вспомнили: министерство Госбезопасности решает построить санаторий в Сочи. Его поместили в отдельную камеру Сухановской тюрьмы в Москве. Здесь, в «шарашке» родился один из лучших проектов архитектора – санаторий им. Дзержинского. В настоящее время санаторий им. Дзержинского является памятником архитектуры и включен в каталог историко-научного наследия Сочи.

Проект утвержден. Теперь главный архитектор строительства  постоянно находится на объекте в Сочи. Строители вспоминали: «Перед планеркой в семь часов утра на строительной площадке появлялись М.И. Мержанов и начальник строительства гвардии инженер-полковник А.И. Новиков. За ними неотступно следовали два конвоира».

Не дожидаясь окончания строительства, Мержанова отправляют в Иркутск, затем в Красноярскую пересыльную тюрьму. Вновь заниматься любимым делом, хотя и на правах заключенного, помог случай. Позднее Мержанова назначат главным архитектором «Крайпроекта». В Красноярске он проведет последние три года ссылки, где памятью о себе оставит здания Дома Советов, кинотеатра «Совкино», отделения Госбанка, Центрального райкома КПСС, ДК завода «Красмаш».

Мирон Иванович Мержанов был реабилитирован 30 мая 1956 года. Но еще четыре года жил и работал в Красноярске, затем переехал в Москву, где работал в «Моспроекте-1». Последние годы долго болел – сказались годы ссылки.  Он скончался в декабре 1975 года от болезни легких.

«Cherchez la femme» говорят французы; - «Ищите женщину». И женщина была. Надежда Алексеевна Пешкова – невестка Максима Горького, слыла личностью весьма интересной. «Обаятельная, женственная, женщина высокой культуры», - так отзывались о ней современники. Ее дом всегда был полон людьми искусства и науки. Но стоило рядом оказаться мужчине, у которого были серьезные намерения, как он исчезал, чаще всего – навсегда. Ее поклонниками были маршал М.Н Тухачевский, писатели Алексей Толстой и Ромен Ролан, Генрих Ягода и академик И.К. Луппол. Пешковой был увлечен Сталин, часто приезжал в дом к А.Горькому, где жила Надежда Алексеевна. Дочь Пешковой Марфа рассказывала: «Сталин положил на нее глаз еще тогда, когда впервые привез к нам Светлану. Он всегда приезжал с цветами. Но мама в очередной их разговор на даче твердо сказала «нет»…Уже после войны у мамы появился Мирон Мержанов, известный архитектор. Его тоже арестовали». А внук Мержанова вспоминал: «Дедушка не таил обиды за то, что на много лет был лишен свободы, так как считал себя действительно виновником в сложившемся любовном треугольнике. Однако замечал, что любовную интригу надо было решать иначе, по-джентльменски, а не лишать его свободы».

Мирон Иванович Мержанов всю свою жизнь был предан архитектуре. Талант, помноженный на трудолюбие. Взлеты и падения. И хотя работ в Пятигорске архитектора немного, имя его можно поставить рядом с великими зодчими, творившими в городе: Бернардацци, Уптоном, Гущиным, Ходжаевым.

 

                                                                                            Ольга Полякова

записи из блога

18.08.16 | 14:45:49

03.08.16 | 21:50:41

15.07.16 | 12:29:08

24.06.16 | 10:14:39

01.06.16 | 15:21:38

 

фото из отчета

Рисунок-победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ" Рисунок-победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ"
Диплом победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ" Диплом победителя конкурса "НЕТ НАРКОТИКАМ"
Победитель конкурса в младшей возрастной группе Волкова Алена Победитель конкурса в младшей возрастной группе Волкова Алена
Работа Волковой Алены ДХШ Работа Волковой Алены ДХШ
Победитель конкурса в старшей возрастной группе Карячка Марина Победитель конкурса в старшей возрастной группе Карячка Марина

 

 
Главная · Новости · Наша работа · Наши друзья · Блог · Задать вопрос · Карта сайта · Контакты
© 2003-2016 Пятигорский краеведческий музей
Дисклаймер:
1. перепубликация материалов с сайта разрешена только при условии ссылки на первоисточник - сайт компании «Пятигорский краеведческий музей» 
2. ни компания «Пятигорский краеведческий музей», ни ее его должностные лица не несут никакой ответственности за прямые, косвенные убытки (включая упущенную выгоду), возникшие в связи с использованием информации, опубликованной на сайте компании «Пятигорский краеведческий музей»
ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS